Задачи воспитания могут успешно решаться только при
условии совместной работы школы и семьи. Воспитание детей - это не
личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично,
какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или
людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности.
Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное
воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для
сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и
профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием
своих детей. Детям нужна помощь родителей в приобретении спортивного
инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ
тренировок, в оценке физического развития и физической подготовленности
по доступным тестам, в проведении семейных и меж семейных соревнований, в
организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию,
организации утренней гигиенической гимнастики и др.
Не во всех семьях уровень организации физической
культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители
считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой
времени. Они радуются, если их ребенок с утра до вечера занят умственным
трудом, музыкой, рисованием. А ведь недостаточность двигательной
активности создает предпосылки к ослаблению организма, к развитию
всевозможных заболеваний. Обычно это сказывается на здоровье позднее,
после 25-30 лет, когда исправить положение бывает значительно труднее.
При рациональной организации суточного режима ребенка можно найти время для занятий различными видами деятельности. Но чем бы ни занимался и чем бы ни увлекался ребенок (музыка, живопись, литература, техника), занятия физическими упражнениями должны найти место в его режиме дня. Возможности использования физических упражнений для укрепления здоровья и устранения недостатков физического развития детей определяются важной ролью мышечной системы во всей жизнедеятельности детского организма. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования сердца, дыхательного аппарата, других внутренних органов. Движение - источник здоровья, работоспособности и трудовой активности детей.
Природа наделила человеческий организм большими
резервами, но они идут в ход только тогда, когда в них есть нужда. При
выполнении физической работы нагрузку получают и внутренние органы,
прежде всего сердце, дыхательный аппарат и др. При этом их
работоспособность повышается. Так, когда ребенок находится в покое,
пульс у него составляет 80-90 ударов в 1 мин. Стоит ему перейти на бег,
частота сердечных сокращений (ЧСС) повышается до 140-200 ударов в 1 мин и
более, то есть, заставляя работать мышцы, мы вынуждаем более интенсивно
трудиться сердце, дыхательный аппарат и другие внутренние органы.
Замечено, что при систематических занятиях физическими
упражнениями ЧСС и частота дыхания (ЧД) в покое снижаются, что
свидетельствует об экономии сердечной деятельности, а
работоспособность сердца и дыхательного аппарата при выполнении
физической или трудовой нагрузки повышается. Например, у человека, не
занимающегося спортом, ЧСС в покое составляет 80 ударов в 1 мин, при работе она
увеличивается до 160-180 ударов, а у систематически занимающегося спортом ЧСС
составляет соответственно 40 и 240 ударов в 1 мин. Следовательно, у человека,
не занимающегося спортом, имеется 2-кратный, а у занимающегося спортом
- 6-кратный запас сердечной деятельности. Первый в состоянии выполнить
без вреда для здоровья физическую нагрузку средней интенсивности, а
спортсмен - более интенсивную и длительную физическую или трудовую
нагрузку.
Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов детского организма.
Движение - это естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет» - писал ученый-медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик.
В московском зоопарке был проведен опыт: молодых зайчат, тетерева и соловья лишили возможности двигаться. Их содержали в маленьких клетках. Когда животные и птицы выросли, их выпустили на простор. Зайчата сделали несколько прыжков и упали замертво. Тетерев поднялся в воздух, пролетел полтора круга и тоже упал замертво. Соловей запел и тут же умер. Внутренние органы животных, лишенных движения, не были тренированы и поэтому не выдержали даже незначительной нагрузки. Зайчата и соловей умерли от разрыва сердца, а тетерев - от разрыва аорты.
Академик Н. М. Амосов пишет: «Цивилизация не должна
привести к физическому ослаблению человека. Если отпадает необходимость в
тяжелой физической работе, ее должен заменить спорт. Здоровье и счастье
наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в
школе, семье. Активный двигательный режим - единственное средство,
способное «нейтрализовать» последствия часов напряженной учебы».
При недостаточном объеме двигательной активности детей резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других важнейших физиологических систем организма.
Следовательно, имеется возможность, повышая функциональное состояние мышечной системы детей, направленно влиять на деятельность других систем организма.
Физические упражнения основаны на одном из основных биологических влечений - влечении к движению (кинезофилии), негативным отражением которого является гипокинезия.
Мы полагаем, что при различных заболеваниях организм
детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения
функции какого-либо органа, вызванного патологическим процессом, но и
вследствие вынужденной гипокинезии. Больные дети не получают необходимой
ежедневной порции движений. Последнее ухудшает состояние их организма и
часто способствует прогрессированию заболевания. Создается порочный
круг: болезнь ведет к ограничению двигательной активности детей, а это в
свою очередь ухудшает течение болезни. Указанный патологический круг
может быть ликвидирован своевременным и систематическим применением
физиологически обоснованных физических нагрузок.
Дети глубоко и болезненно переживают недостатки и дефекты своего физического развития: косолапость, плоскостопие, неправильную осанку, ожирение, сутулость и др. Они становятся застенчивыми, малообщительными, неуверенными в себе. И здесь большую помощь могут оказать физкультура и спорт - надежные средства достижения физического совершенства и красоты тела.
Внешняя красота должна сочетаться со здоровьем, силой и выносливостью, высокой работоспособностью внутренних органов.
Очень часто подростки и юноши, стремясь стать сильными,
«накачивают мышцы», причем стараются это сделать в короткий срок,
используя методы «культуристов». Увлечение «культуризмом» часто приводит
к диспропорции частей тела. Культуризм получил развитие в некоторых
странах Западной Европы и Америки. Занимаясь по этой системе, ребята
действительно приобретают большую силу, но в ущерб другим двигательным
качествам. «Культуристы» имеют низкий уровень выносливости, быстроты,
гибкости, ловкости и работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
В нашей стране родилось и получило развитие направление,
которое называется атлетизмом. В его основе лежит принцип
всестороннего, гармонического развития организма. Атлеты занимаются
бегом, прыжками, плаванием, играми и другими видами спорта, выполняют
общеразвивающие упражнения. Они отличаются силой, выносливостью,
гибкостью, ловкостью, имеют красивое тело. Все это родители должны
объяснить детям.
Занятия физическими упражнениями активизируют
деятельность мозга. Известный философ античного мира Аристотель
использовал движения как метод активизации процесса обучения. Он
проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится
живее, когда тело разогрето прогулкой»,- считал Аристотель. Это же
признавал и Жан Жак Руссо: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.
Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело
находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».
Многие великие ученые, деятели искусства, писатели
неоднократно подчеркивали благотворное влияние физических упражнений на
умственную работоспособность. Л. Н. Толстой, например, как-то признался:
«При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я,
не поработай руками и ногами в течение хотя бы единого дня, вечером я
уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать
других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится
без сна». Здесь уместно напомнить, что великий писатель в 65 лет
научился ездить на велосипеде, в 75 лет хорошо катался на коньках,
соревновался с молодежью и добивался побед. В возрасте 60 лет он за 6
дней прошел 200 км от Москвы до Тулы. В Ясной Поляне, где жил Л. Н.
Толстой, до сих пор сохранился замечательный гимнастический городок, в
котором писатель занимался до последних дней своей жизни.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что для повышения работоспособности нервной системы и улучшения памяти необходимы физические упражнения.
Физические упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной. На снижение умственной работоспособности влияет недостаточное снабжение мозга кислородом. Дело в том, что мозг, масса которого в среднем составляет 1550 г, потребляет почти третью часть кислорода, поступающего в организм. Его запасы можно пополнить во время занятий физическими упражнениями на свежем воздухе. Кроме того, существуют специальные физические упражнения, улучшающие кровоснабжение мозга, ускоряющие доставку к нему кислорода. К ним относятся разнообразные движения головой: наклоны, повороты, круговые движения. Полезны также комбинированные упражнения, когда движения головой сочетаются с движениями рук. Такие упражнения при умственной работе рекомендуется выполнять каждые 1,5-2 часа в течение 2-3 минут.Родителям можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье:
1) утренняя гигиеническая гимнастика;
2) утренняя специализированная гимнастика;
3) физкультминутки;
4) занятия по общей физической подготовке;
5) самостоятельные тренировочные занятия;
6) участие в соревнованиях;
7) прогулки (пешие, велосипедные, лыжные);
8) закаливающие процедуры;
9) туризм;
10) подвижные и спортивные игры.
Выполнение программы в процессе физического воспитания
детей в семье способствует:
а) обучению детей новым видам двигательных действий и совершенствованию выполнения ранее изученных физических упражнений;
б) воспитанию двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты);
в) устранению недостатков физического развития и физической подготовленности.
Занимаясь физическими упражнениями в семье, дети должны овладеть следующими умениями и навыками, а также выполнить нормативные требования комплекса в соответствующих возрастных группах:
1. Научиться плавать двумя спортивными способами (кроль на груди и спине, брасс). Уметь проплыть 500-1000 м любым из указанных способов.
2. Уметь управлять лодкой.
3. Уметь пробежать «трусцой» в течение 20-30 мин (девушки) и 30-40 мин (юноши).
4. Играть в футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон или хоккей.
5. Уметь кататься на велосипеде (до 60-90 мин).
6. Овладеть техникой прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча и набивных мячей, бега на короткие и длинные дистанции.
7. Овладеть простейшими приемами борьбы и самообороны.
8. Овладеть навыками туриста.
9. Уметь выполнять простейшие акробатические упражнения: стойка на голове и руках, перевороты боком, вперед и назад, гимнастический «мост», кувырки вперед и назад, «ласточка».
10. Иметь высокий уровень развития силы, выносливости,
гибкости, ловкости и быстроты.
В каких формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребенка дома?
Мы начинаем с игр, потому что занятия любыми видами
спорта хорошо проводить с детьми именно в игровой форме.
А кроме всего прочего, в школе, во дворе дети очень мало времени проводят в игре. Школьная программа по физкультуре очень немногие часы отдает играм, и чаще спортивным, чем подвижным. Так что родители с большей пользой для ребенка могут восполнить этот пробел.
по материалам курсовой работы Физическое воспитание детей школьного возраста в семье