Физическая
культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического
воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения —
физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и
второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки,
физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах
продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы
общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и
спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и
соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и
походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она
включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом, овладение основными видами
физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую
подготовленность.
В
Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007
г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и
образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение
обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а
также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и
спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Современная программа по физической культуре создавалась с учётом того, что система физического
воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими
упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные
условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных
способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного
физического воспитания является формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
•
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
•
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия,
ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования
движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных,
скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
•
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и
развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
•
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и
инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
•
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе
формирования интересов к определённым видам двигательной активности и
выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
•
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения
физических упражнений, содействие развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.
Принимая
во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной
школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и
подходами при формировании современной школьной программы были следующие:
демократизация и
гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества,
деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение
межпредметных связей.
Принцип демократизации в
педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому
ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном
раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе
использования широких и гибких методов и средств обучения для развития
детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей,
изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к
сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического
процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности
каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и
уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя
обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной
трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества —
идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе
которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир
друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой
деятельности.
Деятельностный подход заключается
в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений,
но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала
ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой
информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению
знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит
в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий
физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов
и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития
кондиционных и координационных способностей, акцентированного и
всестороннего развития координационных способностей, методики
программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы
обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда;
широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу
формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в
сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др. Рабочая программа 118 Kb
|