Физкультура или Физкульт-Ура! с цифрой
Мое знакомство с компьютером началось в 2004 году. Мой сын учился в физико-математическом лицее, когда однажды, придя со школы домой, заявил, что у всех одноклассников есть компьютер и ему никак нельзя без него быть. Так у нас дома сначала появилось это цифровое чудо, а потом интернет.
Домашний интернет, интернет в телефоне, интерактивное ТВ, мобильная связь, Wi-Fi, видеонаблюдение, банкоматы, пластиковые карты уже никого не удивляют. Все эти современные радости жизни, несомненно, помогают человеку идти в «ногу со временем». Но никакой радости в жизни не будет без здоровья и когда что-то болит. Вот об этом противоречии мне и хотелось бы поговорить. Пусть меня услышат.
Я работаю в городской школе учителем физической культуры. У меня нет в спортивном зале ни мультимедиа проектора, ни интерактивной доски. А очень хочется идти в ногу со временем. Хочется показать детям технику броска мяча в движении на экране. Хочется снять на уроке видео стойки на голове и руках или «мостика» у учащихся и тут же, на этих примерах через нужное оборудование показать, какие ошибки в выполнении допускаются и как их избежать. Хочется отработать на виртуальном тренажере технику нападающего удара в волейболе. Хочется включить на экран эпизод игры лучших игроков сборной России в ручной мяч для изучения действий игроков в нападении, а потом пробовать в игре на уроке. Хочется провести соревнования по художественной гимнастике и, засняв на камеру, показать учащимся на Дне здоровья, как задание на этапе. Хочется пустить на экран упражнения полосы препятствий для визуального контроля своих действий учащимися на уроке. А как много можно придумать ещё! Да, очень много чего хочется и с этими «хочется» и «имеется в наличии» у меня постоянное противостояние. Время уходит.
Директор говорит, что провести в спортивный зал интернет – дорогое удовольствие, а технику жалко для «моего» спортзала выделять, всё разобьют мячами, так что никаких вложений не предвидится, тем более мы с 2011 года ждем новую школу. Ждем и работаем, как умеем, с использованием новейших разработок без ноутбука, без видеокамеры, без офисной техники. В прошлом году нам выдали планшет один на двоих для своевременного выставления оценок в дневник ру., его и используем, когда надо.
В 2009 году еще было мало курсов по теме цифровой грамотности, и передовые учителя, обучаясь сами, обучали нас, учителей. Тогда я стала Лауреатом конкурса учебных проектов среди выпускников программы Intel «Обучение для будущего» Нижегородской области с проектом по физической культуре «Сделай себя сам». До этого в школе мы с учащимися 11 классов организовали проект «Минздрав предупреждает» о вреде курения. Учащиеся исследовали поставленные перед ними вопросы и презентовали материалы одноклассникам. Все делалось на интуитивном уровне, методом «тыка». Презентации тогда только входили в образование. Мы понимали, что потом просто не успеем угнаться за быстро меняющимся прогрессом и медиа, которое хочется впихнуть в «свою» физическую культуру.
Ну, не может быть на уроках физической культуры никакой цифры, не может, убеждаю я себя и сама не верю в то, что говорю. Сейчас с использованием всемирной паутины можно научиться всему, было бы желание. Я могу допустить, что мои учащиеся будут лучше меня разбираться в различного рода программах и приложениях, но не могу допустить, чтобы, как учитель, была пустой и не интересной на своих уроках своим ученикам, поэтому постоянно учусь.
После конкурса в 2009 году для новостной информации по предмету сделала рабочий сайт. В 2014 появилось электронное портфолио перед защитой на категорию. Ввели в школе третьим часом теоретическую подготовку, где использовались собственные электронные образовательные ресурсы.
Это были виртуальные экскурсии по разделам программы, интерактивные презентации по видам спорта, упражнения по изучаемым темам в Learningapps, интерактивные рабочие листы в Wizer.me для освобожденных после болезни. У учащихся появились тетради по предмету. Освоили и внедрили во внеурочную деятельность практику использования образовательного веб-квеста. Все материалы открывались в классах с компьютеров, со своих сайтов и с использованием технологии облачного хранения. Тесты, ребусы, кроссворды, карты, ленты, схемы, таблицы, рисунки, коллажи, тренажеры, конструкторы, игры, графика, опыты, задание маршрута по QR- коду. Все, что нравится современным детям.
Но моя роль, как учителя физической культуры, не допустить подмены физических упражнений и движения цифровизацией. Мы, учителя физической культуры, привыкли говорить о развитии физических качеств силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости в контексте с непременным занятием практической частью физической культуры на беговых дорожках и спортивных площадках. Именно так происходит процесс воспитания дисциплины и характера, самостоятельности и самоконтроля, организованности и трудолюбия, формирования целеустремленной личности, уверенной в себе и умеющей прийти на помощь.
Выносливость, гибкость и силу невозможно развить, сидя у компьютера или одев очки виртуальной реальности. Гиподинамию и болячки ее сопровождающие никто не отменял. Нет ничего лучше радости движения, умения владеть своим телом и глотка воздуха после вдоха полной грудью, вынырнув из воды местной речки.
Как же быть? Выход есть. Использовать отдельные, описанные выше элементы на уроках по необходимости, и внедрять цифровые инструменты для работы с детьми, освобожденными после болезни, детьми подготовительной группы и детьми с ОВЗ. Я думаю, что в скором будущем появятся различного рода симуляторы движений и виртуальная реальность для детей с диагнозами, которым нас обучат в областных Центрах развития образования и мы, по необходимости, будем их внедрять. Обучение при помощи компьютерных технологий для таких учащихся - это выход. Сегодня мы используем в работе с освобожденными виртуальную стену Padlet. Такие задания способствуют формированию УУД, поддерживают идеи творческого взаимодействия между одноклассниками. Ссылку на задание для учащихся размещаем в электронном журнале.
Сейчас учителям уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет. Правила игры меняются, и цифровое образование становится своеобразным вызовом учителям. Свою учительскую философию и убеждения необходимо менять. Медиареволюция изменила мир. Новая работа, новые знакомства, новые проекты меняют наше мышление. Мы думаем по-новому. Каждый из нас может стать источником информации. В этом потоке информации связующим звеном должна стать личность учителя. Важно этой медиасферой умело управлять, именно поэтому надо постоянно учиться. Учиться, чтобы быть интересной своему ученику, даже если ты не преподаешь самые «главные» предметы в школе – русский язык и математику. Мир уже не будет прежним.
Сегодня можно оплатить услуги не выходя из дома. Огромное количество приложений и онлайн программ открывают большие возможности для учителя. Обрезать музыку онлайн, смонтировать видео онлайн, сделать коллаж онлайн, дать задание по физической культуре онлайн. Каким образом перенести уроки физической культуры в интернет и надо ли это делать? Все будет зависеть от конкретной ситуации и здесь не обойтись без индивидуализации. Кому-то бег, прыжки и метание, кому-то теорию на площадке электронного образования, а кому-то и то и другое, и тренировка виртуального нападающего удара в спортивном зале.
Изучая площадки электронного образования и делая их сравнительный анализ, сегодня я остановила свой выбор на «Российской электронной школе». Их дидактические и методические материалы полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам. Будем рекомендовать своим ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний. Уверена, что такой комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы, и позволит добиться высокой успеваемости.
Как удержать интерес у ребенка и помочь ему быть успешным в освоении такого предмета, как физическая культура зависит от учителя. Лично я на этот вопрос себе уже ответила.
|